Богатый папа говорил: «Любому бизнесу, чтобы быть успешным, нужны и духовная, и деловая миссии, особенно вначале». Когда он рассматривал треугольник Б-И, объясняя его своему сыну и мне, то всегда начинал с миссии, которую считал самым важным аспектом, и располагал ее в основании фигуры. «Если миссия достаточно четкая и мощная, то бизнес выдержит все испытания. Когда бизнес становится крупным и забывает свою миссию или миссия, для которой был создан бизнес, больше не нужна, он начинает умирать».
Богатый папа говорил: «Многие люди начинают бизнес лишь для того, чтобы делать деньги. Но просто делать деньги – это недостаточно мощная миссия. Одни деньги не обеспечивают достаточно огня, движущей силы или стремления. Миссия бизнеса должна отвечать потребности, которую желают удовлетворять потребители. И если она отвечает этой потребности и хорошо ее удовлетворяет, тогда бизнес начнет приносить деньги».
Когда речь заходила о духовном содержании миссии, богатый папа говорил: «Генри Форд был человеком, которым в первую очередь двигала духовная цель и лишь во вторую – деловая. Он хотел сделать автомобиль доступным для широких масс, а не только для богатых. Вот почему его миссией стал “автомобиль для всех”. Когда духовная и деловая миссии сильны и хорошо сочетаются, их совокупная сила позволяет создавать гигантские предприятия».
У богатого папы духовная и деловая миссии были хорошо согласованы. Его духовная миссия состояла в том, чтобы обеспечить людей рабочими местами. Богатый папа считал, что для бизнеса миссия очень важна, хотя ее трудно увидеть и измерить. Кроме того, он говорил: «Без высокой миссии бизнес вряд ли переживет первые пять или десять лет. На начальном этапе миссия и предпринимательский дух имеют решающее значение для его выживания. Дух и миссию необходимо сохранять и после того, как уйдет сам предприниматель, иначе бизнес умрет. Миссия бизнеса – это отражение духа предпринимателя. Компания “General Electric” была основана благодаря блестящему таланту Томаса Эдисона и с тех пор растет, продолжая сохранять дух великого изобретателя, создавая все новые и новые продукты. Компания “Ford Motor” существует столько лет потому, что продолжает сохранять традиции Генри Форда».
Я считаю, что дух Билла Гейтса продолжает обеспечивать компании «Microsoft» ведущее положение в мире программного обеспечения. Когда «Apple» избавилась от Стива Джобса, заменив его командой менеджеров из традиционного корпоративного мира, дела компании резко пошли на спад. Но как только Джобс вернулся в «Apple», дух компании возродился, прибыли выросли, появились новые продукты и стала повышаться цена акций.
Хотя миссию бизнеса трудно измерить, невозможно увидеть и ее практическое воздействие является неосязаемым, в большинстве случаев мы ее ощущаем. Мы чувствуем миссию того, кто старается помочь нам удовлетворить свои потребности. По мере того как мир наводняется все большим и бо́льшим количеством продуктов, выживать и добиваться финансового успеха будет тот бизнес, который нацелен на претворение в жизнь духовной миссии компании – удовлетворение потребностей ее клиентов, – а не просто на увеличение ее доходов.
Миссия компании «Rich Dad», которую создали мы с Ким, сформулирована коротко и ясно: «Поднять финансовое благосостояние человечества». Благодаря честной духовно-деловой миссии этой компании мы наслаждаемся огромным успехом. Ясно формулируя свою миссию, мы привлекаем людей, которых объединяет аналогичная миссия. Некоторые называют это везением. Я называю это верностью миссии. С годами я убедился в том, что мой богатый папа был прав, когда говорил, как важно, чтобы духовная и деловая миссии были сильными и согласованными. По сути, это одна двуединая духовно-деловая миссия.
Многие люди, с которыми я разговариваю, не понимают этого момента. Они говорят: «Я просто хочу делать больше денег, и у меня есть возможность создать такой бизнес. Нет у меня никакой миссии». Хотя на первый взгляд это может показаться правдой, я еще не встречал ни одного человека, не имеющего духовной миссии, которая им движет. Миссия может быть почти никак не связана с продуктом или услугой, которую вы предлагаете. Миссия может быть широкой жизненной целью.
Вот несколько примеров:
• Я хочу создать бизнес, чтобы передать его своим детям.
• Я хочу создать рабочие места и помочь своему городу.
• Я хочу создать возможности для себя и своих друзей, чтобы мы могли вместе вырасти и стать успешными. Одно лишь богатство может быть бременем.
• Я хочу создать бизнес, которым смогу управлять из дома, чтобы проводить больше времени со своей семьей.
• Я хочу создать бизнес, которым можно управлять из любого места, чтобы у меня была возможность путешествовать.
Все это может быть элементами вашей миссии. Они будут одинаково важны для руководства вашими деловыми решениями. Деньги – это счетная карточка бизнеса, но причина, по которой вы их делаете, часто является духовной частью вашей миссии.
Когда я впервые открыл ресторан, у нас было много целей. Мы хотели делать деньги и видели великолепную возможность, но дело было не только в этом. У меня была философская идея о пище, которой я хотел поделиться с миром. Так же как все остальное в мире, качество вклада оказывает самое большое воздействие на качество конечного продукта. Здоровая пища должна быть вкусной и доступной каждому, то есть недорогой. Поэтому я собирался, не жертвуя вкусом и размерами порций, создать для людей ассортимент здоровых блюд, которые на сто процентов являются свежими, доступными по цене и быстрыми в приготовлении.
Сформулировать миссию ресторана было довольно легко. Но с другими моими бизнесами дело обстояло далеко не так просто. Одним из них была маркетинговая фирма. Как она может сделать мир лучше? Непосвященному человеку может показаться, что я делал море денег, целыми днями вращаясь среди красивых манекенщиц.
С одной стороны, так оно и было. Но с другой – этот бизнес был создан, чтобы помочь двум близким людям в моей жизни. Оба они недавно уволились с работы и искали новую. Моя миссия заключалась в том, чтобы просто создать возможность для двух людей, которые были для меня очень важны. Она не имела почти ничего общего с фактической деятельностью предприятия, а была в основном связана с людьми, которые там работали. Это великая миссия.